25 июля 2018

Сергей Шнуров: "Я все надеюсь, что когда нибудь поумнею"

Сергей Шнуров: "Я все надеюсь, что когда нибудь поумнею"

Коренной петербуржец Сергей Шнуров — о том, как Петербург превратился из города-музея в город действия, и о разнице между наживой и стяжательством.

 

«Сейчас мы поедем в лифте, у вас будет несколько секунд, чтобы задать еще один вопрос», — говорит мне кто-то из организаторов интервью и съемки, волею судьбы происходящих одномоментно. Все это, безусловно, добавляет штрихов образу Сергея Шнурова как одного из самых непредсказуемых воротил отечественного шоу-бизнеса. Чего только о нем ни рассказывают — и собеседник-то он изворотливый, и характер-то у него взрывоопасный, и вообще он персонаж то ли «Острова сокровищ» (увесистая серьга в левом ухе это недвусмысленно подтверждает), то ли «Вождя краснокожих», так что — «поласковей, Билл». И действительно, спустя несколько минут после начала разговора в глазах вроде бы отрешенного и осторожного главного героя загорается егозливый огонек, и я понимаю: приключению — быть. Договориться с пиратом нельзя, единственный вариант — попробовать с ним подружиться, и, если повезет, что-нибудь да выйдет. Поэтому — лифт, значит, лифт. Ну а какие тут еще варианты?

 

— Выход нового материала «Ленинграда», будь то альбом, сингл или клип, как мне кажется, всегда связан с констатацией неких произошедших в обществе перемен, которые люди по каким-то причинам раньше могли не замечать.

 

— Да, я бы сказал, что в первую очередь это социальные движения. Вернее, приметы социальных движений, которые действительно многие не замечают, поскольку за этими приметами люди не видят движения больших пластов. А я пытаюсь разглядеть в бытовых мелочах большие социальные сдвиги.

 

— Но также это могут быть изменения чисто языковые, например.

 

— Абсолютно верно.

 

— Скажем, после песни «Экспонат» многие внезапно осознали, что произошла смена определенной формы: «на стиле», «на рэпчике», «на лабутенах».

 

— Да.

 

— В этой связи ваш новый альбом «Всякое» — констатация чего?

 

— В первую очередь это констатация моего 45-летия, для меня это было по-своему важно. Вообще, там довольно много находок — лингвистических, фонетических, — они разбросаны по всему альбому. Есть, например, песня «Амплуа», которая во многом про смещение ударения: Гамлéт, да? Потом еще вот это «с». «Ты с Москвы?» — раньше в простой речи оно примерно так использовалось, а теперь стало повсюду: «с фильма», я не знаю. Это все тоже важно и тоже отмечено в альбоме.

 

— В частности, там фигурирует фамилия Путин, и мне кажется, в таком ключе уже довольно давно никто не решался о нем говорить. Мы все помним историю о том, как несколько лет назад номер одного небезызвестного журнала изъяли из продажи, потому что на обложке был чебурашка или медвежонок, похожий на В. В. А тут появляется песня «Путина, конечно, жалко», где вы, в общем, довольно смело над ним подтруниваете.

 

— Но песня-то не о политике. Скорее о том, что все, происходящее в медиапространстве, люди волей-неволей примеряют на себя. У них нет понимания того, что эта жизнь, которую им демонстрируют, она в некотором роде искусственная. То есть песня скорее про большую вселенную, которая эти два мира разделяет. Про бытовой взгляд на персонажей Marvel, если хотите. А какое у Железного человека похмелье, да? Путин здесь своего рода мультгерой, медийный образ, который входит в конфликт с бытовым обывательским сознанием. То есть это не критика, я ее вообще не понимаю как жанр и никогда, заметьте, никого не критикую.

 

— Заметил.

 

— Я могу наблюдать, могу подмечать какие-то приметы, но говорить, что вот это хорошо, а это по каким-то понятиям плохо, — за мной подобной привычки не водится. Вообще, если смотреть на «Ленинград» из какой-нибудь условно удаленной точки, то, наверное, единственным достижением этого околокультурного явления можно назвать расширение границ возможностей искусства. Внедрение абсолютно разговорной речи в какие-то странные социальные и культурные контексты. То бишь это все диалоги о свободе.

 

— В свое время песня «В Питере — пить» обозначила смену не только обобщенной точки зрения на Санкт-Петербург, но и процессов, внутри него происходящих. Он перестал быть мрачным городом с тяжелыми тучами…

 

— …городом-музеем. Он превратился в город действия. Я вынес его из нафталинового контекста и показал, что в Петербурге все-таки есть какая-то жизнь. Потому что культура, если разобраться, не предполагает жизни.

 

— Но перемены случились не одновременно с выходом песни, а значительно раньше. Я, например, хоть ­и родился в Питере, никогда его особо не любил. Однако последние года четыре, наверное, что-то действительно трансформировалось — не в моем сознании, а в городе как таковом. Здесь стало очень кайфово жить.

 

— Петербург, как я уже сказал, превратился в город действия. Смотрите: самая знаменитая баттл-площадка, все эти видеоблогеры, куча кафешек, пивных. Я уже не говорю про всякие арт-пространства. Все это влияет на формирование некой среды. Сейчас в Петербурге действительно существует среда: если вы молоды или, там, молоды душой, вам есть куда пойти, вы знаете, где происходят события. Людям, предположим, моего возраста, здесь сложнее, а проще, скажем, в Москве: там есть какие-то салоны, клубы, где мужчина за 40 не будет смотреться нелепо. Петербург все-таки в определенном смысле и на данном этапе — город молодой, для молодых. Но оно и хорошо.

 

— Мы с вами стоим напротив «Лахта Центра». У питерцев по поводу этого комплекса весьма противоречивые точки зрения. Как вы к нему относитесь?

 

— Я — шикарно! Мне очень нравится. Это вносит динамику. Город должен строиться, должен жить, расти. Его невозможно законсервировать. Посмотрите на тот же самый Лондон, да? Там все это уместно, все сочетается и прекрасно сосуществует.

 

— У вас есть любимые маршруты для прогулок? Насколько вообще в вашем нынешнем статусе это реально — просто прогуляться по городу?

 

— Вполне реально. Только нужно выбирать время, место и скорость передвижения. Если все три параметра совместить — а я в этом смысле человек опытный, — то прогулка доставляет удовольствие. А к стихийно возникающим фотосессиям с прохожими я, конечно, отношусь скептически и стараюсь добровольно на них не нарываться. В целом это довольно просто. Что касается маршрутов. Смотрите, я люблю… Стоп. Вот я сейчас скажу, где гуляю, и меня начнут караулить.

 

— Можем это вырезать.

 

— Не, не надо, давайте так: у меня нет любимых мест, я вообще не гуляю, и на улицах вы меня не увидите никогда.

 

— О’кей, вернемся из Петербурга в «Ленинград». В подавляющем большинстве источников вас называют группой. Вы сами, насколько я знаю, предпочитаете слово «группировка».

 

— Ага, как организованная преступная — мне нравится эта несколько хулиганская коннотация. На самом деле, все произошло по естественным причинам году где-то в 2005-м. «Ленинград» тогда представлял собой объединение — то есть буквально группировку — нескольких самостоятельно существующих коллективов: Spitfire, St. Petersburg Ska-Jazz Review, Стас Барецкий был практически отдельной боевой единицей, потом некто Сергей Шнуров сольные альбомы выпускал. Со временем еще проект «Рубль» добавился, но это уже значительно позже.

 

— В 2008 году вы объявили о закрытии «Ленинграда», но довольно скоро, два года спустя, воссоединились под слоганом «Снова живы для наживы».

 

— Да. Я люблю аллитерации, если вы заметили.

 

— Заметил. Но меня сейчас эта фраза именно в плане посыла интересует. Вновь собрав группировку, вы неоднократно говорили, что будете хорошо делать за деньги то, что другие делают плохо для души, и что вот это «для души» вам вообще не очень понятно.

 

— Да.

 

— Некоторое время назад в интервью Ксении Собчак вы сказали, что, в принципе, у вас набралась сумма, которая позволяет ничего больше не делать. То есть называйте это как хотите — «для души», «ради интереса», — но получается, что вы продолжаете всем этим заниматься уже не в первую очередь ради ­денег.

 

— Ну почему не в первую очередь? Смотрите, чем отличается Шура Балаганов от Остапа Бендера? У Остапа Бендера нет той суммы, которая его устроила бы, а у Шуры Балаганова есть.

 

— И вы в этой ситуации — Остап Бендер, надо полагать?

 

— Ну в какой-то мере я себя, конечно, с ним ассоциирую. Потому что музыкантом меня назвать сложно, я скорее комбинатор. Я комбинирую слова, комбинирую ноты, образы, аллегории.

 

— Именно комбинируете? Не генерируете?

 

— Неа. Откуда я беру строительный материал? Я в своей жизни ни одного слова не придумал, все это уже было создано до меня. Я просто делаю из этого интересный коллаж. Новый. То есть вот этот самый строительный материал, его фактически никто самостоятельно не производит.

 

— Слушайте, ну это уже формалистика.

 

— Ничего подобного. Мы все находимся в некоем культурном поле, которое было создано не нами, и мы можем только вносить какие-то крупицы, буквально крупицы изменений. Ван Гог же краски не тер. И он был бы невозможен без Сезанна, без ранних импрессионистов. Невозможно вырвать художника из его жизненного контекста, его культурного слоя, ну не бывает такого. Попробуйте отделить Шагала от Витебска — ничего не получится. Или Гогена от Таити.

 

— Вы не раз говорили о том, что мы все воспитаны в христианской традиции, значит, вы эту традицию так или иначе принимаете.

 

— Даже если мы ее не принимаем, мы не можем из нее вырваться. Это как… вот человек существует в бинарной системе, да? У него два глаза, две руки, лево-право. Что бы он ни делал, он все равно будет отталкиваться от этой системы. Так и христианская культура — мы говорим этим языком, он формирует нашу картину мира.

 

— То есть идея наживы в вашем представлении укладывается в христианское мировоззрение?

 

— Смотря что вы имеете в виду. Если взять протестантскую ветвь христианства, то вполне себе укладывается.

 

— Ну, конкретно в Библии написано: стяжательство — это плохо.

 

— Но у нас-то речь не о стяжательстве.

 

— В смысле? Стяжательство — это как раз стремление к наживе.

 

— Это все-таки разные слова, да и понятия разные.

 

— Как по мне, они взаимосвязаны напрямую.

 

— Нет, в слове «нажива», в отличие от слова «стяжательство», есть авантюризм. Нажива — часть большой пиратской культуры. В стяжательстве никакого авантюризма нет, чистый расчет.

 

— Давайте еще о музыке и языке. Пока готовился к интервью, мне в Сети попалось довольно удачное сравнение. Дословно сейчас не вспомню, но кто-то про вас сказал, что Сергей Шнуров — это такой Шаинский начала XXI века.

 

— Классно. Мне это льстит, если честно. Потому что я себя воспринимаю в некотором роде неслучившимся детским автором. Я бы ловко сочинял песни для рисованных мультгероев в каком-нибудь «Союз­мультфильме», причем с большим удовольствием. Заметьте, подавляющее большинство абсурдистских текстов наследуют именно многочисленным детским ленинградским поэтам. Понятно, что, скажем, в тот же журнал «Мурзилка» писали во многом не от хорошей жизни, но класс, мастерство были на высочайшем уровне. Это действительно были большие мастера.

 

— Вообще, элемент негрустной ностальгии по советскому прошлому присутствует практически во всем, что вы делаете. Притом что «Ленинград» выглядит явлением, я бы сказал, гиперсовременным.

 

— Ну потому что, как мне, опять же, видится, чему всеми силами противостоит «Ленинград» — это смысловой распад. Когда нет общих смыслов, общего языка. Когда все настолько дифференцировано, что за одним столом четыре собеседника друг друга могут не понимать. И я пытаюсь нащупать эти соединительные элементы.

Больше новостей

Легендарная группа Ленинград взорвет сцену стадиона Лужники!

19 августа

Легендарная группа Ленинград взорвет сцену стадиона Лужники!

Яркое шоу, главные хиты и новые треки – всё это ждёт зрителей на грандиозном концерте группы Ленинград в Москве.

Ленинград в Лужниках!

01 июня

Ленинград в Лужниках!

16 сентября Сергей Шнуров и его коллектив "Ленинград" приглашают всех на грандиозный концерт, который пройдет на самом большом стадионе страны - стадионе Лужники.

16 сентября группировка «Ленинград» под руководством Сергея Шнурова выступит в Лужниках

11 мая

16 сентября группировка «Ленинград» под руководством Сергея Шнурова выступит в Лужниках

Группа славится своей дерзкой и эпатажной музыкой, а видеоклипы их песен собирают миллионы просмотров. Неповторимый стиль Сергея Шнурова и его команды не оставит никого равнодушным.

«Ленинград» выступит в Минске

05 апреля

«Ленинград» выступит в Минске

10 июня 2023 года в Минск-Арене группировка «Ленинград» исполнит песни лучших альбомов!

Группа «Ленинград» выпустила новую песню и клип

05 апреля

Группа «Ленинград» выпустила новую песню и клип

«Ленинград» представил на суд зрителей свой новый материал.

Сергей Шнуров и группа «Ленинград» выпустили новый клип

05 февраля

Сергей Шнуров и группа «Ленинград» выпустили новый клип

После длительного перерыва Сергей Шнуров и группа «Ленинград» сняли новый клип на песню «Гендерная».

Сергей Шнуров покинул свой продюсерский проект «Зоя»

05 февраля

Сергей Шнуров покинул свой продюсерский проект «Зоя»

Рок-музыкант Сергей Шнуров покинул свой продюсерский проект «Зоя».

«Зоя» выступит 4 января 2023 в Москве

14 декабря 2022

«Зоя» выступит 4 января 2023 в Москве

Живой концерт проекта Сергея Шнурова «Зоя» в городе Москва 4 января 2023 года, ресторан Magnus Locus.

Сергей Шнуров и «Ленинград» выступят на фестивале в Дубае

02 ноября 2022

Сергей Шнуров и «Ленинград» выступят на фестивале в Дубае

В ноябре 2022 года в Дубае пройдет концерт российской группы Ленинград.

Сергей Шнуров показал процесс подготовки «Лужников» к концерту

21 сентября 2022

Сергей Шнуров показал процесс подготовки «Лужников» к концерту

Российский музыкант Сергей Шнуров показал, как на стадионе «Лужники» в Москве проходит подготовка к большому концерту его группы «Ленинград».

«Ленинград» выступит на открытии «G-Drive Арены» в Омске

28 августа 2022

«Ленинград» выступит на открытии «G-Drive Арены» в Омске

Концерт группы запланирован на 6 октября в рамках открытия нового ледового комплекса.

Новый клип группы «Ленинград» покорил фанатов

22 августа 2022

Новый клип группы «Ленинград» покорил фанатов

Новый клип шоумена Сергея Шнурова «Гамаюн» собрал за три дня более миллиона просмотров на YouTube.